Rambler's Top100

Цитаты произведений Ф.М. Достоевского

Бедные люди
Неточка Незванова
Из писем
Белые ночи
Дядюшкин сон
Село Степанчиково и его обитатели
Скверный анекдот
Записки из подполья

Бедные люди

Мы, старые, то есть пожилые люди, к старым вещам, как к родному чему, привыкаем

... а более потому, что ужасно скучно, а от скуки и за что не возмешься?

Как и все чахоточные, он не расставался до последней минуты своей с надеждою жить очень долго

Когда мне грустно, так я рада болтать хоть о чем-нибудь. Это лекарство: тотчас же легче сделается, а особливо если выскажешь все, что лежит на сердце

Наш брат ничего без острастки не сделает, всякий норовит только где-нибудь числиться, что вот, дескать, я там-то и там-то, а от дела-то бочком и сторонкой

Несчастным и бедным нужно сторониться друг от друга, чтоб еще более не заразиться

Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то Божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором водит, да прислушивается к каждому слову, - дескать, не про него ли там говорят? что ... он такой неказистый? что ... чувствовал?

Бедные люди капризны, - это уж так от природы устроено

Христа ради-то разные бывают. Иное долгое, протяжное, привычное, заученное, прямо нищенское; этому не так еще мучительно не подать, это долгий нищий, давнишний, по ремеслу нищий, этот привык, думаешь, он переможет и знает, как перемочь. А иное Христа ради непривычное, грубое, страшное...

Есть такие характеры, которые любят считать себя обиженными и угнетенными, жаловаться на это вслух или утешать себя втихомолку, поклоняться своему непризнанному величию

Наверх

Неточка Незванова

Дети часто бывают уродливо бесчуственны, и если полюбят кого, то любят исключительно

Слава, ее жажда. Если такое чувство сделается главным и единственным двигателем артиста, то этот артист уж не артист, потому что он уже потерял главный художественный инстинкт, то есть любовь к искусству, единственно потому, что оно искусство, а не что другое, не слава

Страшно расставаться с неподвижной идеей, которой отдал на жертву всю жизнь и которой основание все-таки глубоко и серьезно

Что вчера позволялось, то без всякой причины запрещалось сегодня, и чувство справедливости оскорблялось в ребенке

Жан-Жак Руссо не авторитет. Он не смел говорить о воспитании, не имел право на то. Жан-Жак Руссо отказался от собственных детей

Бывают такие минуты, когда все умственные и душевные силы, болезненно напрягаясь, как бы вдруг вспыхнут ярким пламенем сознания, и в это мгновение что-то пророческое снится потрясенной душе, как бы томящейся предчувствием будущего, предвкушающей его. И так хочется жить, так просится жить весь ваш состав, и, воспламенясь самой горячей, самой слепой надеждой, сердце как будто взывает будущее, со всей его тайной, со всей неизвестностью, хотя бы с бурями, с грозами, только бы с жизнью

У некоторых людей (чаще всего бывают степенные, суровые, прямые, умные, сильные) любовь и проявляться не может иначе как сурово, горячо, круто, часто с подозрениями, с гонениями

Преступление всегда останется преступлением, и грех всегда останется грехом, постыдным, гнусным, неблагородным, на какую бы степень величия вы не вознесли порочные чувства

Самого первого дела не видите, потому что гнев и гордость мешают вам видеть

Наверх

Из писем

Бальзак велик! Его характеры - произведения ума вселенной! Не дух времени, но целые тысячелетия пригтововили бореньем такую развязку в душе человека.

Жажда действительности доходит у нас до какого-то лихорадочного неудержимого нетерпения: все хотят серьезного занятия, многие с жарким желанием сделать добро, принести пользу и начинают уже моло-помалу понимать, что счастье не в том, чтоб иметь социальную созможность сидеть сложа руки и разве для разнообразия побогатырствовать, коль выпадает случай, а в вечной, неутомимой деятельности и развитии на практике всех наших наклонностей и способностей... Говорят, что мы, русские, как-то от природы ленивы... Полно, правда ли? И по каким опытам оправдывается это незавидное свойство наше?.. Но ... многие ли нашли свою деятльность?.. А бездеятельность и рождает мечтательность, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода - мечтателем...

На Западе происходит зрелище страшное, разыгрывается драма беспримерная. Трещит и сокрушается вековой порядок вещей. Самые основные начала общества грозят каждую минуту рухнуть. Такое зрелище - урок! Я считаю, что этот кризис истории необходим в жизни народа как состояние переходное, но которое, может быть, приведет наконец за собой лучшее время.

Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем... Быть человеком между людьми и оставаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть, - вот в чем жизнь, вот в чем задача ее

Жизнь - дар, жизнь - счатье, каждая минута могла бы быть веком счастья

Не потеряйте жизни, берегите душу, верьте в правду. Но ищите ее пристально всю жизнь, не то ужасно легко сбиться

В несчастье яснеет истина

Самое несносное несчастье - это когда сделаешься сам несправедлив, зол, гадок; сознаешь все это, упрекаешься себя даже - и не можешь себя пересилить

У женщин больше сил переносить и прощать

Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и быть не может. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной

Прекрасные души должны быть счастливы; несчастливы только злые. Мне кажется, что счастье в светлом взгляде на жизнь и в безупречности сердца, а не во внешнем

Идеал Запада - обособиться каждому от всех, накопить побольше денег, завести как можно больше вещей, да тем и благоденствовать. Идеала никакого, убеждений не спрашивайте

Лучшие люди должны объединиться

В обществе нашем, особенно среди нынешней молодежи, может быть, как никогда велика жажда правды и более того - готовность пойти на все, на любые жертвы и на самопожертвование ради правды - вот национальная черта поколения. Но весь вопрос в том и состоит, что считать за правду

Никогда не выдумывайте ни фабулы, ни интриг. Берите то, что дает сама жизнь. Жизнь куда более богаче всех наших выдумок! Никакое воображение не придумает вам того, что дает иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь. Уважайте жизнь!

Мне воображается, что беднейший какой-нибудь школьный учитель и тот бы ужасно много мог сделать

Надо возрождать впечатление великих событий в нашем интеллигентном обществе, забывшем и оплевавшем нашу историю.

Лакейства мысли у нас много

Наверх

Белые ночи

Когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастье других; чувство не разбивается, а сосредоточивается

О! как несносен счастливый человек в иную минуту!

Зачем самый лучший человек всегда как будто таит что-то таит от другого и молчит за него?

Наверх

Дядюшкин сон

Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность

Известно, что человек, заблудившийся в незнакомой части города, особенно ночью, никак не может идти прямо по улице; его поминутно подталкивает какая-то неведомая сила непременно сворачивать во все встречающиеся на пути улицы и переулки

... минута, когда человек слабого характера в состоянии решиться на какую-нибудь ужасную, злейшую пакость, из мщения, не думая о том, что, может быть, придется всю жизнь в том раскаиваться

Если судьба обрушится раз на кого бедою, то ударам ее конца не бывает. Это давно замечено.

... самою злобною и ожесточенною радостью встречаем мы все сякий необыкновенный скандал, случившийся с кем-нибудь из наших ближних

Наверх

Село Степанчиково и его обитатели

... ообенное самоюбие, именно: случающегося при самом полном ничтожестве, и, как обыкновенно в таком случае, самолюбия оскорбленного тяжкими прежними неудачами, загноившегося давно-давно и с тех пор выдавливающего из себя зависть и яд при каждой встрече, при каждой чужой удаче. Все это приправлено самою безобразною обидчивостью, самою сумасшедшею мнительнотью. Может быть, спросят: откуда берется такое самолюбие? как зарождается оно, при таком полном ничтожестве, в таких жалких людях, которые уже о социальному положению своему, обязаны знать свое место? Кто знает, может быть, это безобразно вырастающее самолюбие есть только ложное, первоначально извращенное чувство собственного достоинства, оскорбленного в первый раз еще, может, в детстве, гнетом, бедностью, грязью, оплеванного, может быть, еще в лице родителей будущего скитальца, на его же глазах?

Змея литературного самолюбия жалит иногда глубоко и неизлечимо, особенно людей ничтожных и глуповатых

Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет

Есть такие натуры, которым в особенную радость и веселие бывают довольно странные вещи. Гримасы пьяного мужика, человек, споткнувшийся и упавший на улице, перебранка двух баб и проч. и проч. на эту тему производят иногда в людях самый добродушный восторг, неизвестно почему

Вдвое надо быть осторожным с человеком, испытавшим несчастья!

Молодость иногда не в меру самолюбива, а моложое самолюбие почти всегда трусливо

... разгоряченный до последней степени, что бывает иногда с людьми слобохарактерными, когда их выведут из последнего терпения, хотя вся горячка их походит на огонь от зажженой сломы

Самые неприятнейшие, самые капризные люди хоть на время да укрощаются, когда удовлетворяют их желаниям

В самом падшем состоянии могут еще сохраниться высочайшие человеческие чувства; что неисследима глубина души человеческой; что нельзя презирать падших, а, напротив, должно отыскивать и восстановлять; что неверна общепринятая мерка добра и нравственности и проч. и проч.

Во свяком человеке гораздо более добра, чем снаружи кажется

Наверх

Скверный анекдот

Это бывает с непьющими, когда они случайно напьются. До последней черты, до последнего мгновенья сохраняют они сознание и потом вдруг падают как подкошенные

Наверх

Записки из подполья

Слишком сознавать - это болезнь, настоящая, полная болезнь

Цивилизация выработывает в человеке только многосторонность ощущений и ... решительно ничего больше. А через развитие этой многосторонности человек еще, пожалуй, дойдет до того, что отыщет в крови наслаждение. По крайней мере, от цивилизации человек сталесли не более кровожаден, то уже наверное хуже, гаже кровожаден, чем прежде

Человек всегда и везде, кто бы он ни был, любил действовать так, как хотел, а вовсе не так, как повелевали ему разум и выгода; хотеть же можно против собственной выгоды, а иногда и положительно должно. Свое собстевенное, вольное и свободное хотенье, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздраженная иногда хоть бы до сумасшествия, - вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и теории постоянно разлетаются. И с чего это взяли все эти мудрецы, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотенья? Человеку надо - одного только самостоятельного хотенья, чтобы эта самостоятельность не стоил и к чему бы не привела.

В самом деле, если вправду найдет когда-нибудь формулу всех наших хотений и капризов, то есть от чего они зависят, по каким именно законам происходят, как именно распространяются, куда стремяться в таком-то и таком-то случае и проч. и проч., то есть настоящую математическую формулу, - так ведь тогда человек тотчас же, пожалуй, и перестанет хотеть, да еще, пожалуй, наверное перестанет. Ну что за охота хотеть по табличке? Мало того: тотчас же обратится из человека в органный штифтик или вроде того; потому, что же такое человек без желаний, без воли и без хотений?

Человек иногда ужасно любит страдание, до страсти

Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям. Есть такие, которые он и друзьям не откроет, а разве только себе самому, да и то под секретом. Но есть, наконец, и такие, которые даже и себе человек открывать боится, и таких вещей у порядочного человека довольно-таки накопится. То есть даже так: чем более он порядочный человек, тем более у него их и есть

... свойства нашего романтика - это все понимать, все видеть и видеть часто несравненно яснее, чем видят самые положительные наши умы; ни с кем и ни с чем не примиряться, но в то же время ничем и не брезгать; все обойти, всему уступить, со всеми поступить политично; постоянно не терять из виду полезную, практическую цель - усматривать эту цель через все энтузиазмы и томики лирических стишков и в то же время "и прекрасное и высокое" по гроб своей жизни сохранить нерушимо... У нас много "широких натур", которые даже при самом последнем паденьи никогда не теряют своего идеала; и хоть и пальцем не пошевелят для идеала-то, хоть разбойники и воря отъявленные, а все-таки до слез свой первоначальный идеал уважают и необыкновенно в душе честны. Да-с, только между нами самый отъявленный подлец может быть совершенно честен в душе, в то же время нисколько не переставая быть подлецом.

Человек только свое горе любит считать, а счастья своего не считает

Наверх

Rambler's Top100
Hosted by uCoz